Школьники проводят в учебном заведении большое количество времени каждый день, на протяжении десятка лет. Для детей — это целый мир, где они узнают много нового, учатся общаться, приобретают друзей, показывают свои знания, там,  где их впервые оценивают. От того, насколько успешно данный период времени будет пройден, во многом зависит, как будут складываться жизнь человека в дальнейшем.

В процессе обучения, перед ребенком неизбежно могут возникать различного вида трудности, на которые необходимо вовремя обращать внимание и разрешать.

Школьные  трудности – это весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка  в связи с началом систематического обучения в школе. Если они вовремя не преодолеваются, то могут привести ученика к школьной неуспеваемости — неудовлетворительным оценкам, что, в свою очередь, может спровоцировать возникновение школьной  дезадаптации.

 

Школьная дезадаптация – психологическое состояние учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями, что негативно влияет на главную движущую силу обучения – мотивацию.

 

Виды школьных трудностей

  • отсутствие интереса и мотивации;
  • конфликты с учителем и сверстниками;
  • проблемы с уровнем развития высших психических функций: внимание, память, мышление, речь;
  • недостаточный уровень развития интеллектуальной и личной готовности к обучению;
  • наличие длительных негативных эмоций и чувств, связанных с процессом обучения: страхи, тревожность, агрессия, неуверенность в себе.

 

Пути решения

В поиске способов  решения школьных трудностей  необходимо исходить из причин их вызывающих.

 

Причины трудностей в обучении Пути решения
Физиологические Общее состояние организма
Астенический синдром
Психоорганический синдром
ММД
Гиперактивность
Сопровождение специалистов медицинского профиля
Психологические Особенности познавательной сферы
Особенноси мотивационной сферы
Особенности эмоциональной сферы
Особенности личности
Психологическое сопровождение
Развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер
Коррекция психоэмоционального состояния
Развитие позитивного самовосприятия
Коррекция внутрисемейных отношений
Социальные Социально-педагогические (образовательная среда)
Семейно-бытовые (условия проживания, внутрисемейный климат)
Взаимодействие с представителями школы
Разработка оптимальных условий для обучения
Информирование педагогов об индивидуальных особенностях ребенка

 

Наиболее благоприятные и устойчивые результаты достигаются посредством комплексного подхода к решению возникающих трудностей и в процессе непрерывного взаимодействия школы, семьи, специалистов.
Развитие волевой сферы

Распорядок дня

Режим труда и отдыха
Смена видов деятельности
Частые перерывы
Эмоциональная вовлеченность
Преобразование предмета деятельности в значимый
Характеристики требований, предъявляемых к ребенку
Последовательность
Систематичность

 

Развитие эмоциональной сферы

Арт-терапия

Все виды творческой деятельности, доступные ребенку и взрослому

Освоение приемов саморегуляции

Дыхательные упражнения

Визуализация

Вербализация эмоций

 

Статьи