Причины, порождающие семейное неблагополучие, девиантное поведение детей, внутрисемейные конфликты в XXI веке отличаются от тех, что были раньше. В современной семье парадигма воспитания, взращивания нового человека незаметно уступила место системе развития ребенка. Это не плохо, но это не одно и то же. Система воспитания предполагает формирование системы запретов, которые собственно и составляют понятие «цивилизованности», отличающее человека от дикаря. Система же развития ребенка никаких рамок, если речь не идет об угрозе жизни и здоровью, не выставляет, предполагая максимально возможный контакт и тесное знакомство с окружающим миром.

Ребенок взрослеет и поступает в первый класс, и становятся заметнее проблемы, связанные с отсутствием системы воспитания. Родители предполагают, что отправляя ребенка в школу, они получат на выходе не только образованную, но социально-адаптированную личность. Школа же делает акцент на образовательной функции, являющейся для нее основной. В итоге недовольны все: и школа, и родители, так как детей, не имеющих представления о дисциплине, трудно чему-либо научить. В такой ситуации редко помогают беседы с ребенком и тем более нотации. Тогда на помощь приходят работники Центра социальной помощи семье и детям. Психологи помогают родителю понять, соответствует ли возрастным нормам их дитя, и что делать, если это не так. Специалисты Центра вместе с ребенком выясняют причины плохой успеваемости: пропуски, непонимание учебного материала, напряженные отношения с учителем или с одноклассниками – источников низкой учебной мотивации много. При необходимости помогают изменить учебный маршрут и выбрать профессию.

Как ни странно, труднее всего найти понимание родителя. Ярый последователь педагогики Монтессори, удовлетворяющей познавательный интерес ребенка, в один миг становится авторитарным ментором, уверенным, что одного его слова достаточно для беспрекословного подчинения детей. В то время как их не учили подчиняться, не выстраивали для них систему запретов. Как правило, в такой ситуации родители искренне обижаются на жизнь: почему у них растет «сложный ребенок» и что теперь с ним делать? А всего-то нужно любить собственное чадо, уважать его мнение, вместе искать правильную дорогу и вместе идти по ней. Но редкий родитель готов к такому сотрудничеству.

В условиях малообеспеченности, низкого уровня педагогической культуры, потребительского отношения к жизни, социальной апатии и иждивенчества, высокого уровня немотивированной агрессии и неуважения взрослых людей к самим себе – всего набора проблем, с которым приходят в Центр социальной помощи – трудно предположить возможность гармоничных отношений с взрослеющим ребенком, ожидать готовность семьи учитывать изменившиеся потребности подростка и необходимость получения отцовской и материнской любви.

Столкнувшись с проблемами в воспитании, семья обращается в Центр социальной помощи, на Гатчинской-35, специалисты которого стараются помочь каждому ее представителю. Совместно с членами семьи специалисты найдут причину тяжелой жизненной ситуации, составят план работы и постараются по нему действовать. В интересах детей. С любовью к своей работе, которая позволяет хоть немного изменить мир к лучшему…

Специалисты по социальной работе

Резникова Любовь Александровна

Мухина Елена Арсентьевна

Статьи